Ирина Татарченкова

+7 950 630 41 36
irina.tatarchenkova@list.ru

Почему дети воруют

Ситуации, при которых дети воруют, бывают разные. Это и игрушки в магазине, и деньги в карманах в школе, но все они объединены смыслом того, что дети таким образом пытаются «своровать внимание» значимых для них людей, о которых шлифуется их личность.

Родители, когда узнают факт воровства своего ребенка, начинают впадать в панику, гнев и стыд, они ведут своего ребенка к психологу, либо сами пробуют принять некоторые меры  по устрашению и профилактике.

Что делать, если ребенок ворует

Как же все таки лучше реагировать в таких случаях? Важно помнить, что чаще всего это незапланированный, а спровоцированный обстоятельствами поступок.  У дошкольников и младших школьников, которые воруют вещи, чаще диагностируется отставание в развитии префронтальной коры и лобных долей, отвечающих за произвольность и планирование последствий. Такие дети берут то, что им хочется, и внутренней морали, говорящей им, что это плохо, у них пока нет. Отставание в развитии этой области может продолжаться долго. Примерно, до 13 лет. И до этого возраста процесс контролируют родители.

Дети, которые вступают в подростковый возраст, ориентируются на сверстников. Им важно демонстрировать для других свою отважность, бесстрашие, ловкость, чтобы их принимали в группе. Группа помогает идентифицироваться по похожим признакам и усиливает естественный процесс сепарации от родителей.

Подросток начинает наблюдать, что он отличается от предков. Но противостоять в одиночку не осмеливается. Ребенок ищет себе компанию, где дети похожи на него. Весь этот процесс происходит бессознательно. Таким образом, проверять себя в некоторых качествах , подчиняясь законам группы и противопоставляя себя родительским нормам и установкам. Подростки понимают, что их могут осудить, но им сложно управлять своим поведением.

Чаще всего от незнания, что делать, родители начинают реагировать на ситуацию воровства гневом, криками, запугиваниями, обвинениями. Но в этом случае важно для начала взять себя в руки и попробовать выяснить причину спокойно. Ведь воровство зачастую сопровождается обманом.

Таким образом, дети пытаются избежать наказания. В таких случаях, если родителям сложно сдерживать свои эмоции и говорить с ребенком  в спокойном тоне, лучше это сделать в присутствии психолога или классного руководителя, человека, который может направлять разговор в конструктивном русле.  Необходимо прояснить потребность ребенка, что он хотел, воруя определенную вещь.

Когда нет устойчивого контакта, нет доверия, тогда возникает страх и недопонимание. Например, подросток, который своровал определенную сумму денег и купил себе вещь, которую  давно хотел, объяснил, что родители все решают за него и не спрашивают, чего он сам хочет. После того, как родители стали больше прислушиваться к желаниям ребенка, ситуация изменилась.

Важно в этом случае ребенку предоставить  шанс исправить свой поступок и вернуть украденную вещь. Если же он своровал деньги у родителей и купил себе что-то, тогда можно предоставить ему возможность в виде договоренности «отработать» недостачу с помощью выполнения дополнительных домашних обязанностей.

Не нужно прикрепрять ярлыки в этом случае ребенку, такие, как «вор», «преступник». Нужно оценивать поступок, а не личность. То бишь, твой поступок плох, а не ты сам.

Каждому родителю важно знать, что происходит с вашим ребенком, и если сложно порой разобраться самостоятельно, обращайтесь за помощью к психологу.