Ирина Татарченкова

ПСИХОТЕРАПЕВТ

+7 950 630 41 36
irinatatarchenkova@list.ru

Как уберечь подростка от употребления наркотиков

Профилактика формирования зависимостей у детей начинается с момента их появления в этот мир.  Хотелось бы, чтобы жизнь человека была устроена таким образом, чтобы его не начинало тянуть к употреблению психоактивных веществ, а также к зависимости от гаджетов, что тоже не менее опасно.

Каким же способом помочь ребенку избежать разного рода зависимостей?  Для начала разберемся, что представляет из себя ребенок? Попробуйте написать на листочке определение «Ребенок –это…» Вот несколько примеров для тех, кто затрудняется с формулировкой:

  • Ребенок – это человек, который еще не достиг определенного уровня самостоятельности
  • Ребенок – это человек, который имеет повышенную ценность
  • Ребенок – это человек, который что-то привносит в этот мир новое и т.д.

Когда вы напишите, вам станет понятнее, как вы относитесь к своему ребенку и так вы его и воспитываете. А в будущем вам и пожинать плоды своего воспитания и вложения в собственное чадо.

Пока ребенок маленький, он находится под опекой своих родителей. В этот период он достаточно мало контактирует с внешним миром и взрослые могут легко контролировать и корректировать его поведение. Затем ребенок начинает взрослеть и родители все реже находятся рядом с ним. В этот момент и проверяются основы воспитательных воздействий, которые заложили родители.

Многие дети задают вопросы своим родителям:

-Мама , ты меня любишь?

-Мама, я тебе нужна?

Иногда они говорят:

-Мама, я тебя люблю

-Мама, я с тобой не боюсь ничего.

В этих вопросах и высказываниях заключены основные потребности детей, удовлетворение которых имеет большое значение для его взросления, самостоятельности, независимости. В том числе от вредных факторов социума. Потребности в любви, одобрении, принятии, поддержке, внимании, понимании.

Почему же все- таки может сформироваться зависимость у ребенка, которого ждали и любят?

Формирование зависимости происходит постепенно.

 

 

Вот некоторые предпосылки для этого формирования:

— ребенок не научился заботиться о себе(когда родители делали все за него)

— нарушение самооценки

-не научился справляться со своими чувствами

-сложности в общении

-имеет склонности к риску

-длительный стресс

 

Есть некоторый ряд ловушек для взрослых:

  • Не устраивать семейные поездки и праздники, которые ждали бы дети (отсутствие семейных традиций)
  • Не обедать за одним столом
  • Обращаться к подростку, а не разговаривать с ним и слушать
  • Не давать ребенку ошибаться, принимать решение за него.  Таким образом не формируется ответственность за собственные действия
  • Говорить ему: « Если я узнаю, что ты употребляешь, я тебя убью» или « Если выпьешь, я не знаю, что я сделаю с тобой» В этом смысле заранее подразумевается взрослым вероятность такого рода поведения и таким образом, программируется. Нарушена потребность ребенка в безопасности.
  • Жить по принципу «Делай то, что я сказала, а не то, что я делаю»
  • Делать за него, а не вместе с ним
  • Применять любого рода насилие

Есть ловушки для мам:

  • Когда мама говорит плохо про отца ребенка, тем самым создавая плохой его образ
  • Когда мама воспитывает сына одна. Если у мальчика нет модели мужского реагирования на ситуации в жизни, то он будет реагировать по женской модели. Это приводит к стрессам, с которыми в дальнейшем захочется справляться с помощью алкоголя или наркотиков.
  • Контролировать жизнь ребенка

В ситуации, когда подросток попробовал алкоголь или наркотики, а также при желании уберечь ребенка от употребления ПАВ, необходимо знать о дороге «8 шагов»

  • Сохранять спокойствие и достоинство
  • Разобраться в ситуации, поговорить с подростком
  • Любым путем сохранить доверие ребенка
  • Знать как проявляются признаки употребления ПАВ
  • Изменить отношение к ребенку в лучшую сторону, пытаться его понять
  • Не позволять манипулировать собой ребенку
  • Не пытаться исправить ошибки подростка ( помочь можно)
  • Меньше говорить, больше делать

Подитоживая вышесказанное, можно обобщить и структурировать в контексте подросткового возраста. Чтобы суметь уберечь подростка от употребления ПАВ, нужно научиться понимать его психологию. В этом периоде наиболее значимо:

  • Пример родителей не говорить, а делать
  • Доверие (разговор с подростком по душам, с пониманием и принятием его)
  • Друзья

Важно научиться быть подростку другом, помочь ему определиться с хорошим окружением. Ведь именно с ним он формируется дальше как личность.

Для подростка имеет ценность в друзьях – это верность и готовность прийти на помощь.

Необходимо поговорить с подростком о том, что когда ему предлагают алкоголь или наркотик – это предательство. Это значит, что ему желают смерти, а значит предают.

Будьте рядом со своими детьми, любите их и говорите им об этом как можно чаще!

Если у вас возникли проблемы в семье и вы не в состоянии справиться сами в данной ситуации, вы можете обратиться за помощью к квалифицированному специалисту.